ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

воскресенье, 16 октября 2016 г.

У Бога есть справедливость, а у государства — закон. Что важнее, по-вашему?

     В фильме «Мертвый сезон» советский разведчик Ладейников слышит как допрашивают его партнера — актера Савушкина: «На кого ты работаешь, на кого ты работаешь, на кого ты работаешь»? Ну, что же, все мы на на кого-то да работаем...

      А мы с редактором Отдела судебной аналитики (ОСА) — Евгением Абрамовым не работаем (за работу принято платить), мы выпускаем Осу на общественных началах. Так вот, бесплатная работа — это своего рода игра. В нашем случае — это игра на поле противника, причем игра по его же правилам...
      Как уже говорилось, Устав российского государства содержит ряд деклараций, обязательных для государственных служащих.
            Справка
   Декларация (от французского declaration — заявление) в конституционном праве — это название политико-юридических актов, имеющих особо важное значение для судеб государств. Декларация как нормативно-правовой акт имеет неконкретный характер, в виду чего содержащиеся в ней положения требуют дополнительного законодательного регулирования.
      В международном праве декларация представляет торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели. Такой акт не имеет обязательной силы. Исключение составляет Всеобщая декларация прав человека 1948 года: она стала обязательной для государств в силу обыкновения.
       Обратимся к одной из важнейших деклараций — об источнике власти. Согласно этой декларации источником власти учреждения по имени «Российская Федерация» признается его многонациональный народ (ст. 3). Однако, в учреждениях не бывает занят «народ» (я не о посетителях). В учреждениях работают служащие. На них-то в норме и должно распространяться действие учрежденческих уставов.
     Российская Конституция декларирует также равнозначность таких наименований как Российская Федерация и Россия (п. 2 ст. 1). Но ведь Российская Федерация как учреждение — это одно, а Россия как страна — это нечто совсем другое.
       Христиане убеждены в том, что всякая власть от Бога. Государственная власть — не может быть исключением. В главе 13 своего послания к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
       Слова апостола комментирует блаженный Феодорит Кирский: так уж устроил Бог, что одни начальствуют, а другие подчиняются. Бог дает нам начальников, почитающих справедливость. А для того, чтобы вразумить погрешающих, попускает злым начальникам. В этом-то и заключается высшая справедливость.
       К слову о справедливости. Когда председателя КС РФ Валерия Зорькина спросили, насколько изречение «Пусть рушится мир, но торжествует закон» применимо к современной России», он заметил, что изначально это изречение звучало иначе: «Да погибнет мир, но торжествует юстиция (Pereat mundus et fiat justicia)».
     Подчеркнув обязанность судьи руководствоваться Конституцией, г-н Зорькин напомнил, что оценивать ситуацию судья должен исходя из своего «внутреннего убеждения профессионального юриста». И выдал странную, на мой взгляд, реплику. Дескать, «позиции судьи как гражданина и как судьи, в принципе, совпадают». А почему, собственно, они должны различаться, если судья и как государственный служащий, и как гражданин должен следовать закону?!
      На самом деле, изречение о приоритете юстиции — это ничто иное, как девиз императора Фердинанда I (1558—1564). По обычаю своего времени он выразил этот девиз на латыни. А латинское слово «юстиция» переводится на русский как справедливость. Так вот, чаще всего этот девиз используется как насмешка над теми, для кого буква закона важнее справедливости. А в стране, где закон превыше справедливости, торжествует беззаконие...
       Принимая решение по делу, судья постольку основывается на законе, поскольку закон есть атрибут государства. А члены общества — субъекты, которых Создатель наделил правами (и обязанностями) человека, основываются на своих представлениях о принципах нравственности и морали.
      Сказанное в полной мере касается автора этих строк, с точки зрения которого «сегодняшней России» в большей степени соответствует иной девиз: «Пусть рушится юстиция, но торжествует мир беззакония». К такому выводу я склонялся давно, но окончательный вывод сделал по результатам журналистского расследования дела Рамиля Такаева. Отчет об этом деле, надеюсь, выйдет под в ближайшее время. Пока же ограничусь мнением г-на Такаева, которое он высказал, ознакомившись с результатами упомянутого расследования: «Вы не противник государству и государство вам не противник. Вы — соработник Бога. Своими действиями вы оказываете государству неоценимую помощь, укрепляя государственность путем контроля над соблюдением законов. И при при этом еще защищаете людей, учите их умению пользоваться законами».
      Прав был блаженный. Бог для вразумления погрешающих действительно попускает злым начальникам, в чем и заключается Его справедливость. Понимая это, буду в меру своих сил способствовать продвижению общественного контроля над соблюдением законности.
         Итак, у Бога есть справедливость, а у государства — закон. Что важнее, по-вашему?
На основе публикации ИА REX

Комментариев нет:

Отправить комментарий