ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

среда, 12 октября 2016 г.

Радость и идиотизм человеческого общения.

Нет ничего более вдохновляющего и, одновременно, столь же идиотского, как человеческое общение.
Карикатуры Бидструпа
Карикатура Херлуфа Бидструпа

На эту тему даже как-то стыдно говорить, но она постоянно всплывает и в бизнес-консультациях, и в личном коучинге. Вот типичный пример, точнее два.

Первый пример: отношение родитель – ребенок.

Милая дама жалуется на свою дочь: «Я ей говорю-говорю, а она меня не слушается…». Я спрашиваю: «Чего Вы хотите для свой дочери?». Милая дама отвечает, что хочет, чтобы дочка самостоятельно нашла свой путь в жизни. При этом, она непрерывно указывает ей, что и как делать.
Забавное противоречие. Не так ли? Человек хочет добиться от подростка самостоятельного и взрослого поведения, одновременно лишая его всякой возможности проявить свои желания и инициативы. Самое удивительное в том, что милая дама не видит в этом никакого противоречия. Оно ускользает от ее сознания. Как вы думаете, сможет ли она добиться желаемой цели и сделать дочку самостоятельным, взрослым человеком?

Второй пример – конфликты на работе.

Руководитель жалуется, что все его подчиненные безынициативные «говноклюи». Я спрашиваю, что он с ними делает, для того, чтобы превратить их в инициативных «неговноклюев»? Он бодро отвечает: «Я на них ору и постоянно прикладываю «мордой об стол»! Я задаю следующий вопрос: «А что с ними происходит в эти моменты?». Руководитель незамедлительно и уверенно отвечает: «Они на глазах еще больше тупеют»!
Могут ли действия нашего чудесного руководителя привести к тому, что его подчиненные резко поумнеют, обретут инициативность и деловую хватку? Как вы считаете?

В чем смысл общения между людьми?

И милая дама, и опытный руководитель вступают в общение с окружающими людьми. Они вкладывают в него эмоции и энергию. Но результат неизменно противоположен тому, какой они хотят получить. Наверное, они никогда не слышали, а если слышали, то не обратили должного внимания на одну известную мудрость: смысл общения определяется его результатами, а не намерениями.

Смысл общения определяется его результатами, а не намерениями.

Вчитайтесь в эту фразу. Она кажется абсолютно понятной, как изречение «Капитана Очевидность». Беда в том, что эта очевидность никак не влияет на повседневное поведение почти 100% жителей земли!
В ходе общения мы что-то хотим от наших собеседников. При этом, мы воспринимаем их одновременно, как телепатов и роботов.
Почему телепатов?
Да потому, что огромное количество наших сообщений, которыми мы «грузим» собеседников, являются продолжением наших мыслей или внутренних диалогов. При общении друг с другом мы, как последние ослы, пребываем в убежденности, что наши партнеры по коммуникации прекрасно понимают, о чем идет речь. А когда они этого не делают, мы необычайно удивляемся и сердимся. Ведь все же так очевидно! Нашему эгоцентричному уму не приходит в голову, что бедный собеседник абсолютно не в курсе того, о чем вы думали до того, как открыли рот и что-то изрекли. Ведь это происходило внутри нас. И только там. И никто другой об этом не знал.
Каков результат подобного общения? Раздражение, непонимание, часто конфликты и ссоры. Вы этого хотели?
Почему роботов?
Потому, что мы воспринимаем наших собеседников, как существ, лишенных эмоций, обладающих 100% памятью и скоростью переключения. Кроме того, мы отрицаем наличие у них привычек, смыслов, комплексов, убеждений, их жизненных ситуаций и т.п.
Вот как это выглядит.
Озверевший начальник орет на подчиненного: «Я тебе говорил, что в отчете нельзя так писать»!!! По умолчанию, начальник предполагает, что:
  • подчиненный неспособен что-либо забывать,
  • у него нет привычек,
  • он может обучиться чему-то новому с первого раза.
И, самое главное, он не учитывает то, что шок от крика и оскорблений далеко не всегда способствует позитивному восприятию информации.

К каким последствиям может привести подобное общение?

Подчиненный окончательно убедится в том, что его начальник  — скотина, хам и самодур, от которого лучше держаться подальше. Возможно, он описается или приобретет легкий невроз. Кроме того, с большой вероятностью, произойдет снижение его самооценки, возникнет неуверенность в себе и чувство вины.
Станет ли этот работник «лучшей версией себя» после такого разговора? У меня на этот счет есть большие сомнения.
Разве не напоминает эта ситуация поведение идиотов-родителей, которые бьют ребенка за двойки? Они хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. И для этого выстраивают коммуникацию, которая связывает воедино учебу, насилие, унижение и отсутствие права на ошибку. Даст ли эта коммуникация, на самом деле тот результат, которого они хотят? Подумайте!

Маленькое упражнение, чтобы понять смысл вашего общения со сложными людьми.

Если в вашем окружении есть люди, которые злостным образом вас не слышат, не воспринимают, делают все наоборот и т.п., задумайтесь:
  • Чего вы на самом деле хотите получить в результате общения с ними?
  • Что вы получаете по факту?
  • Что вы делаете для того, чтобы получить желаемое?
  • Почему вы считаете, что именно эти действия позволят вам это получить?
Если вы письменно ответите на эти вопросы и будете абсолютно честны сами с собой, вас почти наверняка ждут серьезные открытия или даже потрясения. В качестве примера могу сказать, что руководитель, который орал на подчиненных, в результате такого упражнения понял, что ему просто нравится унижать людей и на их фоне казаться «Мистером совершенство». Это понимание стало серьезным испытанием для его самовосприятия. К счастью, он сумел с этим справиться.
В следующей статье я продолжу  свои размышления о том, как наша субъективность искажает результаты общения.
Автор статьи и блога — Михаил Казанцев
Михаил Казанцев | Автор блога | Коуч | Писатель
Михаил Казанцев — писатель, иллюстратор, коуч, физик-экспериментатор, психолог. Создатель системы визуального анализа ситуаций и принятия решений Visual Tools и автор сотен забавных рисунок и инфографики, которыми иллюстрирует каждую свою статью. Убежден, что саморазвитие начинается с критического взгляда на существующие правила и мемы. Автор диссертации «Субъективное пространство ситуации» и делового бестселлера «Школа B2B продаж. От понимания ситуации клиента к сделке». Создатель блога «Процветание. Новый взгляд», который помогает построить свое субъективное счастье и процветание, свободное от устоявшихся мифов, мемов, давления СМИ и ложного понимания успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий