ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

пятница, 26 августа 2016 г.

С ПРАЗДНИКОМ, РУСИЧИ! Сегодня 5 жнивеня - 26 августа: УСПЕНЩИНА. Успение. От Игоря Степанова

Заканчивается время жатвенных дней. Кто не успел – поспешают, да поглядывают в небо – не пришли бы тучи с ветрами. Ну а те, кто уже закончил свою жатву – помогают друзьям, да соседям, а вечерком затевают веселую «складчину»- братчину.

Братчина — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества.
Содержание братчины
товарищество, братство, артель, с правом самосуда, которое удержалось за ней до конца XVII века. Во главе ее стоял выборный староста, ведавший хозяйство братчины и наблюдавший за порядком во время пированья. Впрочем, под конец дела уголовные были изъяты из ведения братчины.

Складчина, ссыпщина, пир на общий счет, называемый иногда братовщиною и братовщинками; участники в ней назывались ссыпцами, вероятно, от того, что в старину каждый жертвовал на варение пива и браги зерном. Братчины собирались преимущественно между крестьянами и в праздники и потому назывались именами праздников: Братская Никольщина (на Николин день), Братская Покровщина, Братская Рождественская и др. На них участвовали также вместе с крестьянами и владельцы, и они сопровождались большими бесчинствами и драками, чем пиры частные, почему духовенство не советовало участвовать на них. Такие пиры происходят и теперь среди крестьян — на масляной, осенью, в храмовой праздник, и среди некоторых инородцев (мордвы).

Основные источники по братчине

Первая фиксация братчины под 1159 г. в Ипатьевской летописи в связи с борьбой между князем Ростиславом и жителями Полоцка[1];
Множество однотипных грамот, объединяемых под одной тематикой — запрет ходить незванными на пиры и братчины[2];
В Псковской судной грамоте идет речь о предоставлении возможности на братчинах учинять суд[3];
О братчине говорится в эпических произведениях — о Василии Буслаеве[4], о Горе-Злочастии[5].

Успение - важный праздник конца лета - начала осени. Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени, в этот день отмечались проводы лета и окончание уборки урожая - дожинки.
С давних времен Успение на Руси было праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. 
В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее. На Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, одаривали их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы.
В день Успения, когда, по мнению народа, земля бывает именинница, по ней грех ходить босиком. В жатве главным образом участвовали женщины, и в старину начинающееся после этих работ время отдыха и покоя называли молодым бабьим летом. Крестьянки выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы, потом катались по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило да на молотило и на криво веретено». После сего последний сноп, именинный, наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли на гостиный двор. Здесь их встречали и угощали обедом и квасом. Сноп весь обед стоял на столе. С этого дня начинались осенние хороводы.

Приметы на 28 августа
• С Успенья солнце засыпает.
• До Успенья пахать - копну лишнюю нажать.
• Молодое бабье лето с Успенья по Семен день.
• Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
• Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения.
• До Петрова дня надо успеть вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса - посеять.
• Успение провожай, осень встречай.
• Если молодое бабье лето вёдренное - жди ненастья на старое.
• Если на Успенье или в эти дни появится радуга - к затяжной и теплой осени.
• Много паутины в бабье лето - к ясной и холодной зиме.
• На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
• Ко дню Успения поспевает все слетье (урожай, особенно зерновых);
• Сей озимь за три дня до Успения и за три после Успения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий