ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

воскресенье, 31 июля 2016 г.

ЛІТОПИС ХЕРСОНА. Глава V. Херсон в 1909-1917 гг.

Глава V. Херсон в 1909-1917 гг.
Город в начале XX века. 
Херсон – административно-чиновничий, торгово-ремесленный город. 
Он состоял из собственно города и ряда поместий: Забалка, Военный форштадт, Северный, Сухарное, Мельницы. 
Центр города находился в пределах улиц Богородской (Суворова), Почтовой (проспект Ушакова), Воронцовской (Коммунаров) и Канатной площади (Центральный рынок). 
Здесь располагались Привозной, Рыбный базары, лучшие магазины и общественные здания. Это центр промышленной, торговой, общественной и культурной жизни города. 

Городское ремесленное училище на Забалке

Забалка соединена с городом двумя улицами с частично мощенными спусками. Грязные улицы, узкие переулки пересекали овраги. В предместье Мельниц вообще отсутствовали мощенные улицы (как и в других предместьях). Вместо тротуара – узкие каменные дорожки, где с трудом могли разминуться два человека. "Херсон выглядит скверно: разбитые мостовые, отвратительные тротуары, неказистые дома, лишенные всяких бытовых удобств.Военный форштадт и Забалка представляли собой небольшой город с населением от 10 до 15 тыс. человек в каждом поместье. 



С открытием морского порта оживилась жизнь на портовой территории. Военный форштадт был связан с городом двумя путями: мостовой от Базарной улицы (ул. Перекопская) через территорию крепости до соединения с Пестелевским проездом, часть дороги от ул. Базарной до крепости мощена гранитом, внутри крепости – местным известняком, а от Очаковских ворот и далее – шоссейная; мостовой, идущий базарной улице до восточного вала, мощенной гранитом, через крепость до порохового погреба – известняком, а дальше шоссейная. Улицы в предместье – без тротуаров. 

Хорошо выглядели, пожалуй, лишь каторжная тюрьма (дом № 7 по нынешней ул. Перекопской), здание банка (дом № 5 по ул. Перекопской), да строящийся новый губернаторский дворец (дом № 2 по нынешней ул. Чекистов)" – таким видел город в 1913 г. инженер из Петербурга В.Н. Корнилович. "Общий вид Херсона чрезвычайно красив. В нем множество зданий, иногда напоминающих петербургско-аракчеевские, а иногда — красивых и оригинальных. Улицы перерезаны парками с памятниками Потемкину, Говарду. Тенистые аллеи из густой белой акации со скамейками для отдыха против каждого магазина на улице. Памятник Потемкину украшается по соседству фонтаном, около которого устроена обществом физического воспитания детей площадка для игр последних… Еще видны остатки боевого вала, Екатерининский собор и Потемкинский дворец, превращенный в офицерский клуб, Екатерининский дворец в арестантские роты", - вспоминал в 1912 г. другой петербуржец А.И. Фаресов о своем посещении Херсона.

В 1892 г. в городе до 6 тыс. зданий, 5 скверов, 16 православных церквей, 2 единообрядческие, костел, лютеранская церковь, 4 еврейские синагоги, 8 молитвенных домов, караимская синагога. В 1910 г. — 9464 жилых строения, 166 улиц и переулков, 10 площадей, 34 км мощенных улиц и переулков, в основном, в центральной части города. Много небольших садов, бульваров и улиц, обсаженных деревьями. Жители называли Херсон "городом садов". Особенно много зелени – в центре города, около общественных учреждений. В 1911 г. шло благоустройство города и порта, в 1912 г. приступили к постройке набережной, в 1914 г. принято решение ремонтировать и мостить улицы, на что выделено 146 тыс. 40 руб. и 12 тыс. 448 руб. на мощение Днепровской улицы (ныне – ул. Чекистов).

Увеличилась численность населения города за счет приехавших из сел. В 1900 г. – 73 тыс. жителей, в 1905 – 73 тыс.185, в 1912 г. – 80 тыс. 928. в 1914 г. – 81 тыс. 378. Только за 5 лет (с 1900 по 1913 гг.) население увеличивалось на 7 %. Быстрый рост населения привел к дороговизне квартир, особенно в центре города, дороговизне продуктов. Это было не по карману жителям даже со средним достатком. Многие служащие вынуждены переселиться на окраины города. В центре за квартиру платили 15-20 руб. в месяц, на Забалке и Военном форштадте – 4-5 руб.


В 1917 г. в городе было 23 предприятия: чугунно-литейный, механический заводы, две судоверфи, завод сельскохозяйственных машин, два пивоваренных завода, 5 лесопилен, 4 паровые мельницы, 4 ветряных завода, мыловаренный, свечной, табачная фабрика, фабрика папиросных бумаг и гильз. На этих предприятиях использовалось старое, изношенное оборудование.
Развивалось судостроение. Действовали две судоверфи: Водона и Спозито. В 1904 г. на Карантинном острове Вадон построил док. В 1912 г. на остров перешли его верфи, находившиеся на Днепре. В доках строили и ремонтировали речные и морские суда.
В 1914 г. строительство парусных и деревянных судов уменьшилось в связи с подорожанием лесного материала.
В 1913-1914 гг. в Херсоне собирали военные суда. Оборудование для этого пришло морским путем, а корпуса судов в разобранном виде из Петербурга по железной дороге. В работе принимали участие рабочие и инженеры Путиловского завода вместе с рабочими Вадона, владельца завода и верфи, инженера, француза по происхождению. Он спроектировал плавучий кран, поднимающий грузы до 50 т. Путиловцы таким увидели завод: "…На берегу реки Кошевой, рукава Днепра, мы узрели пустынный песчаный берег, на нем три стапеля, маленькое двухэтажное здание конторы и небольшой каменный навес судоверфи, "цеха" с двумя стоящими на открытом воздухе дыропробивальными прессами и парой сверлильных станков".
В 1914 г. на сборке судов работали 400 херсонских рабочих и 250 путиловских корпусников. В марте 1914 г. на воду спустили миноносец "Счастливый" при гимне, пушечном салюте, паровозных гудках, 25 мая – миноносец "Быстрый". Из 4 кораблей было собрано 3, дальнейшему строительству помешала война.
Со второй половины 1914 г. во всех отраслях промышленности наблюдается упадок в связи с уменьшением числа рабочих и затруднениями в получении материалов и топлива.
14 июля 1901 г. открылся Херсонский морской порт. Тысячи горожан вышли на берег Карантинного острова и городскую набережную, ожидая прихода Черноморской эскадры. Это было первое такое посещение с середины XIX, когда русская эскадра под командованием Лазарева и Корнилова в последний раз заходила в порт. В 1910 г. к Херсону подошли 9 военных кораблей (6 миноносцев, минный транспорт "Дунай", минный крейсер, канонерская лодка "Донец") и стали на рейде. Жители города получили возможность осмотреть военные суда. В здании городского собрания состоялся праздничный обед, на котором присутствовали морские офицеры, губернатор князь И.М. Оболенский, городской голова М.Е. Беккер, уездный предводитель дворянства Г.Л. Скадовский, представители различных городских ведомств и учреждений. В августе 1901 г. в порт пришло первое крупное торговое судно, а в марте 1902 г. – первый иностранный пароход.
В 1902-1907 гг. продолжалось углубление Днепра до 7,2 м. Работали 4 землечерпательные машины, 8 паровых шаланд для отвоза земли, 2 буксира, плавучий кран, ремонтно-механические мастерские. Общая протяженность искусственных углублений достигла 60 км, длина канала – 23,5 км, ширина – 107 м. Стоимость работ составила 2 млн. 300 тыс. рублей, включая расходы на приобретение новых, более мощных землеснарядов и плавучего дока для их ремонта. Одновременно шло расширение территории порта. На улучшение судоходства до 1911 г. выделено 1 млн. 600 тыс. рублей из общей суммы.
Министерство торговли в 1911 г. устроило затон для каботажных судов. В 1912 г. приступили к строительству набережной на Днепре длиной 104 м. К 1917 г. построено два участка длиной 45 м и глубиной у причала до 6-7 м. В начале века порт был слабо оборудован причалами. Действовало несколько частных пристаней для каботажного плавания и пассажирских судов. С постройкой двух свайных пристаней для морских судов общая протяженность причалов составила 725 м. В 1913-1915 гг. построили железнодорожную ветку к причалам вдоль реки Кошевой.
В порту действовал плавучий док для судов до 2 тыс., плавучий паровой кран грузоподъемностью до 40 т. Здесь же располагались верфи для строительства парусных и речных судов, барж. Для перегрузки зерна с речных барж на иностранные суда работали плавучие элеваторы. "Днепр, весь покрытый пароходами и парусными судами, очень красив. Плавучие элеваторы пристают к баржам с хлебами и поднимают грузы на пароходы: то, что делается руками в 3-4 дня, при помощи элеваторов заканчивается в один день", - так описан Херсонский порт в "Историческом вестнике" за 1913 г.
В 1916 г. на правом берегу Карантинного острова началось строительство заграничного экспортно-импортного отделения порта с устройством специального до 9 м глубины бассейна, площадью около 2 км2. Намечалось строительство складов, соединенных между собой железнодорожными путями. В 1916-1917 гг. построили склад на каменном фундаменте, железно-бетонную эстакаду и деревянный железнодорожный мост через р. Кошевую. Гражданская война приостановила работы. Многие строения были уничтожены или приведены в негодность. Прекратились углубительные работы на Днепре, что привело к его обмелению с 7 м до 4 м, а так же к закрытию порта для морских судов.
Грузооборот порта в начале XX в. постоянно рос. В 1901 г. товаров пришло на сумму 16 млн. 153 тыс. рублей, отправлено грузов на 20 млн. 336 тыс. рублей. Общее число грузов, прошедших через порт, составило 36 млн. пудов, в 1912 – 82 млн. 490 тыс. рублей. Хлеб занимал основное место в грузообороте. Днепр оставался главной хлебной магистралью для Херсона, т.к. привоз зерна по железной дороге составил всего 10-12% от общего количества. Зерно шло в Англию, Бельгию, Германию, Францию, Норвегию, Швецию, Португалию, Испанию. Ежегодно увеличивалось число иностранных судов, вывозивших хлеб.
В 1909 г. из 192 иностранных судов 159 из Великобритании, 16 австралийских, 6 греческих, 3 итальянских, 1 голландское, 1 датское, 4 норвежских. В Ноттердам отошло 58 пароходов, в Гамбург – 30, в Антверпен – 18, Гибралтар – 20, в Везер – 14, в Лондон – 7, в Ливерпуль – 6, в Манчестер –3, в Венецию – 3, в Геную – 3, в Берген – 2, в Пуль – 9, в Марсель – 2, в другие порты – 6. В Херсоне работали 239 агентов иностранных пароходств.
В 1902 г. в порт заходили суда с осадкой 4,8 м; в 1907 г. – около 7 м. Погрузкой зерна занимались 19 плавучих элеваторов. В 1912 г. они перегрузили на иностранные суда 22 382 786 пудов зерна, а вручную – 5 894 718 пудов.
Местная торговля занимала второе место в грузообороте порта, хотя, по сравнению с XIX в., она уменьшилась. В 1912 г. в Херсон доставлено леса на 2 млн. 390 тыс. руб., вывезено на 2 млн. 161 тыс. руб., на местные нужды оставлено леса на 450 тыс. руб.
Херсон оставался одним из центров каботажного плавания на Черном море. В 1911 г. пришло 1.810 судов с 12.075.975 пудами груза, ушло 1.988 с 10.361.912 пудами груза. По реке пришло 2.240 паровых судов, 3.938 непаровых, 165 плотов; отошло 2.068 паровых, 654 непаровых, 16 плотов. На пришедших судах ушло 4.268.308 пудов керосина – 207 тыс. пудов, кирпича – 120.580 пудов, соли – 195.258. Вывезено на судах леса – 4.017.935 пудов, арбузов – 333.600 пудов, дров — 72.350 пудов.
Балканская война 1912 г., первая мировая война уменьшили грузооборот порта. С 1915 г. внешняя торговля через Херсон прекратилась. Внутренняя и морская каботажная торговля до 1917 г. составляла 6 млн. пудов в год.
В порту работали две артели грузчиков. В течение 1911 г. работали 222.909 грузчиков, т.е. в среднем в день 619 человек. В 1912 г. зарегистрировано работающих в заграничном отделе - 32.508 мужчин и 14.703 женщины, в каботажном отделении – 16.773 мужчины и 2.717 женщин. Рабочий день грузчиков начинался в 4-5 часов утра и продолжался до 16-17 часов вечера при часовом перерыве на обед. Рабочие ежедневно получали расчет, мужчины – от 1руб. 10 коп. до 3 руб., женщины – от 75 коп. до 1 руб., подростки – от 40 коп. до 75 коп. Питание скудное, основная пища во время обеда – хлеб, арбузы, баклажаны (летом). В 1911 г. в порту открылась дешевая столовая для рабочих на 50 человек. Обед состоял из двух блюд и стоил 6 коп. В первые три дня ежедневно столовую посещали 300 рабочих. Пищу стали готовить два раза в день, но и при этом многие оставались без горячего обеда.
В январе 1914 г. общество "Помощь" на Забалке, где проживали много рабочих семей, открыло для нуждающихся бесплатную столовую на 30 человек. В первый же день пришли так много бедняков, что пришлось выдать 50 обедов, а в феврале их число доведено до 100. В апреле столовую закрыли. Дороговизна квартир заставляла многих рабочих вести бездомный образ жизни, ночевать на улицах, в ночлежке. В городской ночлежке в 1902 г. из 218 человек – 149 чернорабочих, получавших в день зарплату 10-40 коп.

С ростом населения увеличивается бюджет города: в 1902 г. – 389 тыс. руб., в 1909г. – 546 тыс. 387 руб., в 1911 г. – 794 тыс. 672 руб., 1912 г. – 844 тыс. 711 руб., в 1913 г. – 933 тыс. 021 руб. (Одессы 8 млн. 500 тыс.), 1914 г. – 1 045 918 руб. Главными статьями бюджета города были образование и здравоохранение, на это в 1913 г. выделено до 37 % бюджетных средств. Главный недостаток в деятельности городского самоуправления – антисанитария на улицах, недостаточное благоустройство города, особенно на окраинах.
В 1908 г. начала действовать городская электростанция (на месте кинотеатра "Украина") с тремя двигателями мощностью 600 лошадиных сил. В 1911 г. установили еще один двигатель в 300 лошадиных сил. Станция работала на полную мощность, т. к. росло число абонементов (в 1914 – 1200). На улицах появились первые 160 электрофонарей. В феврале 1914 г. на Забалке установили 35 электрических фонарей. В городе преобладало керосиновое освещение. В 1910 г. насчитывалось 1070 керосиновых фонарей.
В начале века приступили к строительству железной дороги Николаев – Херсон. В 1905 г. на строительство выделено 1 млн. 500 тыс. руб. 15 октября в 12 ч состоялось освещение построенного здания вокзала станции “Херсон”. В 17 ч отошел первый поезд и началось регулярное пассажирское железнодорожное движение Херсон – Николаев. Поезд ходил дважды в день в 8 и 17 часов. В пути он находился 2 часа. 11 ноября 1915 г. поездом по железной дороге в Херсон прибыл Николай II и наследник Алексей. Они осмотрели Екатериновский и Успенский соборы, побывали в порту. В 13 ч они отбыли из города.
Херсон имел пароходное сообщение с Одессой, Николаевым, Очаковым и многими пристанями вверх по Днепру.

Увеличилась протяженность водопровода в городе. В 1900 г. насчитывалось 650 домов с водопроводом, 215 пожарных кранов. В 1912 г. водопровод пришел на Забалку. В некоторых частных домах установили помпы для воды. Но на окраину воду доставляли водовозы или брали воду из Днепра.

В октябре 1902 г. в местной почтово-телеграфной конторе приступили к устройству станции беспроволочного телеграфа между Херсоном и Голой Пристанью. С этой целью на крыше конторы установили мачту. Это была первая на Украине гражданская радиотелеграфная станция. В 1907 г. из-за технических сложностей ее демонтировали. В городе росла телефонная сеть. Число абонентов в 1910 г. составило 198, протяженность телефонных проводов – 394 км.

В начале века рассматривался вопрос о постройке в городе трамвайной линии длиной в 7,5 км и 8 вагонами, а также об использовании двухэтажных автобусов. Эти проекты не были осуществлены. Основным видом транспорта оставались извозчики, в 1910 г. их было 227.

Терра Забалка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий