ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

четверг, 31 марта 2016 г.

Игорь Светозар Степанов. Карма. Реинкарнация. Аскеза. Тапас.


Карма. Реинкарнация. Аскеза. Тапас. Значение этих понятий в жизни йогов.

Буквально несколько лет назад я не знала что такое карма. Для меня это было красивое восточное слово, что-то связанное с тибетской культурой, и не имеющее отношения ко мне. Со словом реинкарнация в моем сознании ассоциировалось что-то мистическое и нереальное. Аскеза для меня было далекое слово, связанное с бессмысленным самоистязанием. А про тапас я даже и не слышала.

Только теперь я понимаю, насколько реальны и важны эти понятия не только в жизни йога, но и в жизни каждого человека, который задумывается о том, как и для чего он живет. К сожалению, многие об этих понятиях до сих пор не знают. Но, как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому постараюсь донести суть этих понятий.

Карма.
Карма – это действие. Любое: физическое, умственное, эмоциональное. Действия бывают хорошие, плохие и нейтральные. К сожалению, нет четких прописанных постулатов закона кармы. Один и тот же поступок, совершенный разными людьми при разных обстоятельствах может расцениваться как хорошим, так и плохим. В целом, к плохим поступкам можно отнести убийство, воровство, ложь, причинение страданий близким людям и просто живым существам, разврат, лень, пустая трата времени, грубая речь, пустословие, алчность и так далее. Даже если напрямую не участвуешь в совершении негативного поступка, но этот поступок совершается с твоим косвенным участием, это также неблагоприятно сказывается не карме. Например, раньше я работала на производстве шампанского инженером. Несмотря на то, что я непосредственно никого не заставляла пить это шампанское, я все равно участвовала в его создании. Поэтому тот вред, который кто-то получил, употребляя его, частично лежит на моей совести. К сожалению. Точно также многие, не осознавая, что причиняют боль, страдание и смерть многим животным, употребляют в свою пищу мясо, считая это нормальным. В то время как сейчас доступно огромное разнообразие растительной пищи, которая полностью может заменить потребность организма в животных белках. В итоге человек, употребляющий в пищу мясо, во-первых, участвует в убийстве поедаемого животного, а во-вторых, причиняет вред себе, отравляя свой организм токсинами, образующимися при разложении мяса в кишечнике. И карма отвечает такому человеку болезнями, страданиями и соответствующим перерождением в конце жизни. Таким образом, нужно четко осознавать каждое свое действие или бездействие и видеть к чему оно может привести. Это и есть закон кармы.
Раньше я считала, что карма – это религиозное понятие. Но оказалось, что независимо от того, к какой религии относит себя человек, карма существует сама по себе. Положительные поступки ведут к счастью, а негативные – к страданию, независимо от наших убеждений.
Карма в жизни йога, на мой взгляд, несет больше позитивное значение. Занимаясь йогой, мы, во-первых, учимся осознанности, поэтому к каждому своему действию в обычной жизни уже подходим с точки зрения вопроса кармы: зачем нужно что-то совершать и к чему это может привести. Во-вторых, практикуя яму и нияму – основные моральные принципы йогов, мы предохраняем себя от совершения неблагих поступков, и соответственно, от последствий этих поступков. В третьих, выполняя дискомфортные для себя асаны, и осознанно претерпевая этот дискомфорт, мы совершаем аскезы, за счет которых можно избавиться от накопленной негативной кармы, об этом подробнее будет описано ниже. Ну и в четвертых, в конце каждой практики йоги на коврике, посвящая заслуги от практики на благо нашим родным и близким, а также всем живым существам, мы также положительно влияем на нашу карму, карму наших близких, родных, и в целом способствуем изменению этого мира в лучшую сторону.
Есть еще понятие акарма. Собственно, йог должен стремиться именно к акарме. Акарма – это нейтральное действие, то есть действие, совершенное без привязки к своим плодам. Такое действие не накапливает ни положительных, ни отрицательных последствий. Очень хорошо акарму объясняет Трехлебов:
«Для деятельности на уровне Акармы необходимо осознать, что доброе действие всегда отражается на нас добром, а злое действие неизбежно отразится злом. Но и положительные, и отрицательные последствия являются цепью, удерживающей душу в материальном мире. Разорвать эту цепь возможно лишь бескорыстной деятельностью, совершаемой без привязанности к плодам своего труда, ибо ожидание вознаграждения за труд является привязанностью».
В Бхагават-Гите акарма очень ёмко описана одной строчкой:
«Если к деятельности относиться как к жертвоприношению, ты не будешь скован ее последствиями». (БГ 4.32)
Реинкарнация.
Реинкарнация – это перерождение. То, что ждет нас после смерти. Ни для кого не секрет, что все мы умрем. Но многие не задумываются о том, что будет после смерти. Те, кто ассоциируют себя с физической оболочкой, считают, что после смерти этой физической оболочки – нашего тела, ничего нет. Но существует масса доказательств того, что мы, наша суть, наше сознание, – не есть наше тело. Соответственно, после того, как тело умирает, наше сознание сохраняется и переходит в другие формы жизни.
Тема реинкарнации очень хорошо раскрыта в буддизме. Однако, другие религии, в том числе раннее христианство, также придерживаются существования реинкарнации. Буддисты учат, что существует шесть миров сансары, куда может переродиться сознание: мир богов, мир полубогов, мир людей, мир животных, мир голодных духов и мир адских существ. То, куда сознание переходит после смерти, определяется кармическими накоплениями настоящей и прошлых жизней. Поэтому так важно знать и соблюдать закон кармы, а также ценить наше настоящее рождение в человеческом теле.
Аскеза.
Аскеза – это осознанное самоограничение, самопожертвование, самовоздержание. Аскеза может быть телесная, умственная и речевая. В Бхагават-Гите очень хорошо описаны эти три типа аскез:
«Поклонение храмовому божеству, священнослужителю, духовному учителю и святому, а также чистота, непритязательность в быту, аскетизм и ненасилие относятся к воздержанию тела.
Речь, которая не вызывает беспокойства в других, правдивая, приятная и во благо, а также чтение вслух священных текстов называется воздержанием языка.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и умение не допускать грязные мысли есть воздержание ума». (БГ 17.4 – 17.16)
По сути йога – это сплошная аскеза. Добровольное выполнение причиняющих дискомфорт асан, чистота тела, выполнение пранаямы, пение мантр, чтение священных текстов, определенное питание, голодания, не причинение вреда живым существам, честность, не воровство, не принятие даров, контроль сексуальной энергии, удовлетворенность, самодисциплина, посвящение всего богу, – все это будет являться аскезами речи, ума и тела у йогов.
В выполнении аскез очень важным является намерение, с которым совершается аскеза. Это намерение зависит от состояния ума, в котором находится человек. Существует 3 состояния ума: просветленный, возбужденный и помраченный.
«В просветленном состоянии сознания люди совершают жертву в соответствии с писанием, из чувства долга и без желания собственной выгоды... Если духовные подвиги и воздержания совершаются не ради собственной выгоды и с верой во Всевышнего – они совершаются в просветленном состоянии сознания... Помощь другим из чувства долга, без ожидания благодарности, с учетом места, времени и личности нуждающегося, является помощью в просветленном состоянии сознания». (БГ 17.11, 17.17, 17.20)
«В возбужденном состоянии сознания люди совершают жертву в соответствии с писаниями, но напоказ, ради собственного возвеличивания и самоутверждения... Если духовные подвиги совершаются ради личной выгоды и чтобы снискать славу и уважение других, они совершаются в возбужденном состоянии сознания и заканчиваются по достижении желаемой цели... Помощь ближнему, оказываемая неохотно, в обмен на благодарность, в надежде на обогащение – помощь в возбужденном состоянии сознания». (БГ 17.12, 17.18, 17.21)
«Жертва вопреки заповедям писаний, без раздачи милостыней и даров, без молитв, без благодарности духовному наставнику и без веры совершается людьми в помраченном состоянии сознания... Воздержание ума, языка и тела, совершаемое в неуместное время, в неположенном месте, причиняющее боль совершающему и окружающим – это воздержание в помраченном состоянии сознания... Помощь с презрением или без уважения к нуждающемуся, помощь недостойному, в неуместное время или неподходящем месте – помощь в помраченном состоянии сознания». (БГ 17.13, 17.19, 17.22)
Соответственно, аскеза в жизни йога – это аскеза в просветленном состоянии ума. Только такая аскеза может принести положительные плоды, одним из которых является генерация тапаса.
Тапас.
Буквально слово тапас означает гореть, создавать жар, производить энергию. В Йога-сутрах Патанджали тапас понимается в двух смыслах. Во-первых, в качестве одной из ниям (обет самоконтроля по отношению к себе) как практика аскетизма.
«Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств» (Глава II. Сутра 43).
То есть для того, чтобы подолгу сидеть в медитативных позах, необходимо иметь здоровое тело. Для этого необходимо практиковать аскетизм (тапас), который очищает и оздоравливает тело.
Второе значение понятия тапас используется не в смысле аскетизма или искупления, а в смысле генерирования некоего вида жара. Этот жар может генерироваться пранаямой, хатха йогой, мудрами и бандхами, концентрацией ума, брахмачарьей или ахимсой. Это не только физическое тепло, это в то же время жар праны, ментальный жар, духовный жар. Он имеет психическую природу.
В Бхагавад Гите о тапасе говорится как об огне знания, который способен сжечь кармические накопления:
«Йоги, отстранив себя от объектов чувств, жертвуют чувства и деятельность чувств, а также десять жизненных потоков в огонь самоочищения, зажженный знанием». (БГ 4.27)
«Как огонь сжигает деревья, не оставляя следа, так знание сжигает действия, не оставляя последствий». ( БГ 4.37)
Таким образом, тапас является целью йоги. С помощью тапаса, который достигается аскезами, можно сжечь накопленную карму и выйти из круга реинкарнаций:
«Самое желанное вознаграждение за жертвенность – знание о собственной вечности. После многих усилий бескорыстная, жертвенная деятельность приносит совершенный плод: в твоем сердце открывается знание не от мира сего – знание о своей вечной природе.
Знание не от мира сего доступно всякому, кто обладает разумом, обуздал чувства, признает писания и поступает бескорыстно, очистил сердце от желания обладать чем-то, тот обнаруживает внутри себя знание о собственной вечности. Тогда он обретает умиротворение, ему больше не нужны рождение и смерть. Он рвет цепь перерождений и вступает в вечность». (БГ 4.38, 4.39)
Ом!
Использованные источники:
1) Йога-сутры Патанджали с комментариями Свами Сатьянанды Сарасвати.
2) Бхагават-Гита (Издательство Шри Чайтанья Сарасват Матх, перевод А. Драгилев).
3) Трехлебов А.В. – «Кощуны Финиста Ясного Сокола России».
4) Чондрон Т. – Буддизм для начинающих.
Талызина Кристина , Клуб oum.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий