ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

воскресенье, 20 марта 2016 г.

ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ

Тот праздник Солнца, когда Боги спускаются на землю
праздник солнца        Все мы знаем, что календарная весна никогда не совпадает с настоящей, астрономической — и наступает поворот на лето именно 20 и 21 марта, в славный день Весеннего равноденствия. Именно тогда отмечали наши предки особый праздник Солнца, прекрасный и светлый. И сама природа, кажется, готовится к этому дню — злоба уходящей зимы улеглась, днем пригревает совсем по-летнему, с крыш течет звонкая капель, а в снегу все больше прогалинок появляется..
Слышны первые птичьи трели... Не зря верили издавна славяне, что в эти дни приходят на землю два Бога — Ярило и Лёля, вечно молодые, прекрасные, как ясный мартовский денек. Ярило Солнце приводит, а Лёля — теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю и начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью. Все любят этот праздник Солнца, и сейчас, когда он приближается с каждым днем, хорошо бы вспомнить легенды и сказки о прекрасном юном Яриле и красавице Лёли. Много их в наших книгах издательства «Северной сказки», здесь же хочу отметить их особую роль в весеннем празднике Солнца.


праздник солнца


После поминок Мары – Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны.
В честь Весны-Лёли украшается деревце лентами, и кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Там где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Несет Лёля вести добрые, да весну ярую.
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки.
Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранка, пряники-жаворонки и печенье со свастической - солнечной символикой, жгут костры.
Вот так, собственно, славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из под снега показываться весенние подснежники. 

В честь кого же славяне отмечали праздник Солнца?

праздник солнца


А что же рассказывают нам мифы и легенды о тех Богах, в честь которых мы и отмечаем в день Весеннего Равноденствия светлый праздник Солнца? Когда-то, давным-давно, Боги соседствовали с людьми, постоянно общались с ними. Дети брали с них пример, взрослые обращались к ним в минуту опасности, затруднений, слушали их мудрые советы. И Ярило был одним из самых дружественных к людям Богов, поэтому его любили. Боги не рождаются всемогущими — и Ярило, как и человеческий юноша, прошел все периоды посвящения, пока не стал Богом-Воином, сокрушившим силы тьмы. К тому же, Ярило помог и мирянам — научил их сеять и выращивать хлебные злаки. После того, как обрел он волшебные воинские таланты, стали его звать Яровитом и посвятили ему особый праздник Солнца.

Ну а Лёля, вечно молодая Богиня, приходила вслед за Ярило и несла с собой Весну и Любовь. Она самая шаловливая из Богинь, наиболее близка людям и представляется златоволосой красавицей. Праздник Солнца она собой украшает, заботится о первых весенних всходах. В праздник Солнца ее звали в гости, подарки ей готовили и угощения, и Лёля не медлила, откликалась на призыв людей. Могла она пожертвовать и собой ради людей... Помнили наши предки о том, сколько добра Лёля и Ярило людям принесли, вот и отмечали праздник Солнцав честь них с полным размахом — украшали маленькое деревце на возвышенности, пекли куличики и баранки, жаворонки и печенья с орнаментами в виде знака Солнца, костры жгли. Так, славным праздником Солнца в день 20 марта отмечали приход долгожданной Весны и начало нового годового цикла.

Вот как об этом пишется, например, в книге «Приключения Ярого Бога»:
Сейчас уже можно точно сказать, что начались эти приключения Ярого Бога, которого все тогда называли Ярило, с одного праздничного дня в Яви. Отмечали праздник Солнца
Ждали Лёлю, Богиня нежной девичьей любви и красоты, дочери Лады и Сварога. Ярило в ту пору был совсем молод и жил то у отца, Бога Магии и Мудрости Велеса, то у матери, Богини Грозы Дивы-Додолы. Молодой Ярило обязанность имел — на этот праздник приводить в Явь красавицу Лёлю. Вот взял он девицу-красу под ручку и помог спуститься на Красную Горку, где празднично разодетые девахи и парни уже начинали собираться и вспоминать весенние песенки
— Что ж ты не весел сегодня, Ярилушка? — улыбаясь, спросила Лёля, мимоходом разглядывая своё личико в серебряном зеркальце
— Да вчера опять с отцом ссора да розня случилась. Уму разуму стал меня учить, а я не оценил!
Лёля обняла Ярилу и сказала:
— Да не тужи, Ярило. Смотри, вон ещё накануне выбрали в деревне красавицу-девушку, которая будет величаться Лёлей — Весной. Правда, я красивее? Давай плясать пойдём!
— И то верно, Лёлюшка. Кручина крючит,радость выпрямляет!
Тем временем с песнями собралась на поляне вся молодёжь, нарядили Лёлю во всё белое, украсили венком из только что сорванных цветов, посадили её на трон из нескольких слоёв дёрна с пушистой травкой, а вокруг стали хороводы водить да песни-веснянки
распевать:
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам травки
да повыше.
Ой, Лёля, Лёлечка!
Дай нам милого, да покраше!

А со всей деревни угощения несут, Лёле требу — пироги, печенья-варенья да крашеные яйца. Это всё на общий стол к вечеру пойдёт. А ещё венки зелёные, накануне связанные, складывают горкой. Их потом Лёля раздаст всем, как оберег, будут хранить их до следующего праздника. Попели, хороводы поводили, а как Лёлю в свой круг взяли, так танцам время пришло. Кто в хороводе пляшет, а кто и на круг выскакивает, да такие коленца выкидывает, что диву даёшься.
С притопом, с прихлопом, да частушку надо прокричать, народ посмешить:
—Пойду плясать,
Свою выходку казать.
Вот и я, вот и я,
Вот и выходка моя!
И пошло веселье!

Светлые Боги любили праздники посещать, в людской личине и поют, и пляшут.
Никто и не догадывается, что настоящая Лёля, Богиня, тут же хоровод водит, а Ярило
с девушками в горелки играет.

Где можно узнать, как праздник Солнца отмечать?


Многим из нас наверняка бы хотелось последовать заветам предков и тоже позвать себе в гости Весну-красну, наполнить душу надеждой и радостью! Хотите узнать в подробностях, как же справляли славяне праздник Солнца в честь Ярило и Лёли? Желаете прочесть приключения славного Ярого Бога и красавицы Богини Весны? Специально для вас мы подготовили и издали немало книг, в которых красочно и ярко описаны ритуалы весеннегопраздника Солнца, а также многих других праздников, истории о славянских Богах.  Издательстов  "Северная сказка"

Старинные обряды Весеннего Равноденствия

Одинаково Солнце светит, да не всех греет — отвыкли многие весну встречать по солнышку, смотрят в календари, неведомо кем писанные. А весна-то с Весенним изломом приходит, 20 марта, когда день становится равен ночи и пробуждается Природа! Храним мы в «Северной сказке» старинные обряды — что сами знаем, что в книгах старых находим, что старые ведающие люди нам сказывают. Закончили мы к этому дню свои поиски — собирали мы знания о том, как встречали весну в наших краях издавна.

старинные обряды


Расскажу, не тая, какие старинные обряды были у нас на Весеннее Равноденствие. Помнят ещё это наши старожилы — хотят, чтобы не ушли старинные обряды в небытие, видят за незамысловатыми и весёлыми забавами то, что держит нашу связь с природой и Богами. Тех, кто держался старых обычаев у нас на севере всегда много было, до середины девятнадцатого века ещё скиты и капища по лесам стояли. Проводили солнечные обряды по старым правилам повсеместно до начала двадцатого века, потом уж сами знаете, какие времена настали.

Старинные обряды Комоедицы


Вот комоедица — неделя празднования до весеннего излома Солнца. В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин. Воплощается Велес в это время в медведя. Как говорят, медведя чтили у нас ещё до того, как охотники научились земледелию, стали пахать землю-матушку и растить зерна, что принёс нам Ярило-Солнце.

старинные обряды


Важно на этом праздничном старинном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике. Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу. Маску у нас не одевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи. Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком.
Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:
— Медвежья пляска не порато баска.
Баска, не баска, а трясёмся.

В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.
В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому. В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:
—Прощай, Мара-Марушка,
На весну редьки хвост,
Побежала на погост!
Сожжение сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет. Но, признаюсь, сожжение Масленицы не так часто проводилось у нас на Севере, если сравнивать с югом. Уважаем мы здесь Богиню Зимы, и побаиваемся её! Не стоит нам дразнить эту властную красавицу!

Старинные обряды встречи Весны


Встреча Весны-Лёли, следовавшей за комоедицей, и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые забавы. У нас на Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами. В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища, старинные обряды на другое нацеливались.

старинные обряды


Много в это время было обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!
Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени. В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек. 
Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика. В мезенских де-ревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года. При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа. Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках. 
В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского районана рассказывали так: «Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».
 Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп. Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).
 В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием. В Холмогорском районене обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые , «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».

старинные обряды


Тут же проводили шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:
— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь... Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись. Когда лошадь выйдет, маскированные женятся... Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла... Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают. Бывало на Куло-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих... Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались...
В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского районана главное значение в подобных обрядах придавалось выкупам: «Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат. Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму».
Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.

Надо ли возрождать сейчас старинные обряды?


Вот об этом надо подумать. Во всяком старинном обряде есть внешняя сторона, а есть и глубинная суть. За что держаться, на что смотреть? Уже и не погоняешь на лошади вокруг села, не везде разожжешь костёр до небес.

старинные обряды


А вот Велеса уважить, с Мореной проститься, посмеяться и повеселиться, молодожёнов раззадорить и Ярило с Лёлей позвать — так просто! Блинов поесть, да на Солнышко полюбоваться. Может, и вы исполните этой весной старинные обряды на новый лад?
Хорошей вам Весны!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка».
Ключевые слова: Праздники
Опубликовал Александр Николаевич , 18.03.2016 в 13:14

Комментариев нет:

Отправить комментарий