ВНИМАНИЕ

Материалы публикуемые в блоге это интернет обзор местных и зарубежных средств массовой информации.
Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации блога и Ваше мнение, могут частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

среда, 9 марта 2016 г.

Ведьмира Моревна. 9 марта - СОРОКИ - ЖАВОРОНКИ.

9 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе "Ярилиными плешами". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц (от того праздник сей зовётся Сороками), знаменующих собой приближение Девы Весны, и первые из них - жаворонки и кулики. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

В народе говорили: "На Сороки сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается", "На Сороки - прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков". В этот день хозяйки пекли из пресного теста "жаворонков", с которыми и совершались Сороки - Жаворонки. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок "орехов" из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, "откупаясь" так от Мороза.
Люди радовались тому, что с каждым днём приближалось наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, как бы летящих, и с хохолками. Печенья назывались "грачами", "жаворонками" или просто птичками. Обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал в воздух. Печёных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали "птичек" на деревья, на шесты, на палки, плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
"Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила".

Птички-птички, невелички!
Прилетите к нам,
Принесите нам Весну теплую,
Лето плодородное.
Весну с дождем,
Лето с травами.
Весну с солнышком,
Лето с зернышком.

Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был".
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен во время начала посева.
Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весной, во время сева их бросали в сетево - особое решето, из которого сеяли зерно. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зёрнышки, чешуйки хмеля или монетку. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан - будущие сплетни, чешуйка хмеля - веселье. Часто "кресты" давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые заклички - веснянки. В весенних закличках - веснянках обращались к самой Весне и верным ее спутникам – перелетным птицам.
Веснянки — песни, которыми встречали — «гу¬кали, кликали» — весну. По своим мелодическим характе¬ристикам, по манере исполнения они близки к древним языческим заклинаниям, произносившимся при ритуальных действиях. Эти песни эмоциональны, жизнерадостны, несут в себе свой особый настрой, свой неповторимый образ обновления и возрождения, становления и пробуждения жизни, утверждения её как сути бытия.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Почему кличут Весну? Потому что Слово – инструмент проявления силы в Явном мире. Человек как создатель и творец, как внук божий, в явном мире варганит всё по исконному родовому принципу. Чувство (а не эмоция) рождается Духом и Душой. Чувство - это образ, который проходя через стать человека, пробуждает мысль, которая его детализирует, приспосабливает под материальный мир, верстает его под меру человека. Слово своей вибрацией, уже физически ощутимой, проявляет его в Яви. И в заключении деяние оживляет его. И вот словом, закликом люди насыщают Весну земными силами, вибрациями, настраивают её на нужную частоту, проявляют её. И всё это - одним лишь словом. Поэтому это так важно.
Гудёжные (гуда – заклик, гудеть – кликать) песни непременно громкие, чаще всего раскатистые, затяжные. Первые вестники Весны - это перелётные птицы, возвращающиеся в родные края. Движимые силами природы, они как сигнальные маячки вещают нам, несут весть, что «вот они мы! Несём на хвосте весну!» И это событие человек так же кличет, приближает, наполняет силой. Первыми возвращаются жаворонки. А люди знают, что доброта к доброте льнёт, красота к красоте, подобное притягивает подобное. И пекут они «жаворонков», что бы подкинуть их в воздух, посадить повыше на шесток, на крыши домов, ветви деревьев.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

Если вам нравятся шумные гуляния — то, пожалуйста, всей гурьбой на улицу! А можно просто семьёй выйти на улицу и покормить птиц особым, специальным печеньем.
Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!

Комментариев нет:

Отправить комментарий